Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Народное творчество
Уфимские ворота
У излучины трех рек, на крутом берегу Агидели раскинулась старая часть города Уфы. Резное кружево деревянных построек, кованых железных, литых чугунных ворот и оград, узорных дымников и водосточных труб создавали в прошлом архитектурно-художественное лицо города, сложившегося на протяжении более трех веков и почти до XIX века сохранявшего характер посада. В глубинах дворов, в зелени садов, за высокими тесовыми воротами и сейчас еще прячутся дома с мезонинами, с высокими и открытыми балконами, непременно обращенными в сад. Мотивы и образы старой Уфы, прежде всего высокие, монументальных форм ворота, за которыми скрыт какой-то особый мир, изолированный от внешней среды, всегда наводят на мысль о таинственности и загадочности частной жизни этого некогда глубоко провинциального, с патриархальным укладом жизни, купеческого города России. В художественно-образной структуре города среди многочисленных элементов и мотивов архитектуры прошлого воротам принадлежит особое место. В жизни каждой отдельной усадьбы, всей улицы и даже города в целом они играли важную практическую и художественно-эстетическую роль: Глухие, массивные и высокие, они были призваны прежде всего изолировать жизнь двора от внешнего мира. Отсюда прочные, устойчивые, конструктивно отработанные формы ворот, сложившиеся под влиянием их охранительной (заградительной) функции. Отсюда и различная система запоров, защелки, вертушки, изобретательные самозакрывающиеся конструкции, чаще всего кузнечной работы, которые также нередко имеют художественно продуманные решения. Ворота - вход, начало, «запев» усадебной постройки и двора. Потому именно в его облике читаем в первую очередь те художественно-стилистические черты, которые получат затем развитие в характере самого дома и группирующихся вокруг него построек. Ворота - лидо дома. В них воплощен художественный вкус хозяина и одновременно закреплено (конечно же, средствами искусства) его социальное положение и значимость в обществе. Потому есть богатые и скромные ворота, большие и маленькие, художественно выразительные и наоборот малопримечательные. Следовательно, можно говорить о многослойности семантического содержания в художественно-образной структуре ворот. Ворота - часть архитектурной застройки города. Они играют важную роль в ого планировочной структуре как градостроительный элемент. Каждый дом и двор обозначены воротами. Соединяясь с заборами и оградами, с фасадами домов, выходящих на «красную линию», выстраиваясь все вместе в единую строчку, они завершают в целом систему улиц. И в этой системе воротам принадлежит чаще всего роль доминанты, активной монументально-декоративной формы. Стоит себе мысленно представить улицы, с которых исчезли ворота с калитками и заборами, как перед нами откроется картина с хаотически разбросанными домами, хозяйственными и прочими постройками на склонах и кручах оврагов. В условиях сложного, изрезанного рельефа города Уфы сложившаяся система планировки улиц была наиболее приемлемой. Ворота с заборами придавали городу облик регулярности, организованности, а каждому двору и усадьбе, характер замкнутости и уединенности. Еще одну существенную функцию выполняли ворота в структуре городской застройки: обозначали границу, предел между личной и общественной территорией, частной и общественной жизнью. Композиционные приемы и конструктивные решения уфимских ворот в целом аналогичны традиционным формам русских ворот, но их декоративно-художественные особенности во многом самостоятельны и несут черты местного деревянного зодчества. Конструктивную основу ворот и калиток составляют врытые в землю мощные столбы, на которые навешиваются полотнища, створы ворот. Столбы, врастая в землю, чаще всего расширяются книзу подобно контрфорсам, особенно в тех случаях, когда к их основанию наращиваются деревянные столбики-подпоры для наибольшей прочности конструкции. Форма перекрытия ворот имела несколько вариантов. В простейших случаях воротные столбы и примыкающие к ней калитки перекрываются одним длинным и толстым бревном. Это были самой старой формы ворота. К ним относятся и другие, когда ворота и калитки перекрыты единой двускатной крышей. Позже, в конце XIX - начале XX века, стало принято делать самостоятельные крышицы-кровли и для ворот, и для калиток, и даже столбов. По рисунку и пластике они сильно напоминают раскрепованные карнизы в классической ордерной архитектуре и, вероятно, появились не без влияния последней. Композиция таких ворот всегда симметрична: в центре сами ворота, а по бокам одинаковые по форме, конструкции и декору калитки. Одна из них примыкает прямо к дому, точнее, к парадному крыльцу, и выполняет свою прямую функцию. Другая была ложной, в виде ниши, служила в композиции для равновесия масс, объемов, усиливая тем самым ее внушительность, монументальность. Но несмотря на свою ложность, она была все-таки функционально полезной. В калитку врезалась широкая доска, и ее ниша превращалась в удобную скамейку любимое место отдыха, место общения с соседями, жителями своей улицы, особенно для старых и пожилых людей. Детям здесь удобно было встречаться и играть, раскладывать игрушки: вдоль заборов по обоим сторонам улицы тянутся зеленые лужайки. Способы художественного решения ворот были различными. Наиболее простой, когда полотнища ворот остаются гладкими, без каких-либо декоративных элементов. Их художественная выразительность складывается за счет хорошо выструганного теса и сработанности самой конструкции, благодаря найденным, выверенным пропорциям, выразительному силуэту, придающим воротам характер монументальной, устойчивой, замкнутой формы. В основу конструктивного и художественного решения другого типа ворот положена вязка ворот в рамы и оформление их филенками «вязка с филенками», как называли раньше сами мастера. Декоративные возможности этого типа ворот разнообразны и богаты: готовые, идеально выструганные доски связываются п полотнища, создавая рисунок «в елочку», «в ромб», «в квадрат» и т. д. Ритмика переплетов может иметь множество вариантов. В зависимости от композиционной идеи они подчеркивают пли горизонтальную протяженность ворот (особенно если по обеим сторонам ворот симметрично расположены калитки), пли вертикальные акценты, если ворота только с одной калиткой, то есть их композиция асимметрична. Филенки декоративно подчеркивают конструкцию ворот, усиливают ее тектонику. Используя систему филенок различного рисунка и конфигураций, подражали формам каменных ворот и в целом каменному зодчеству, тем самым придавая им городской характер. Например, воротные столбы трактуются как пилястры, проемы ворот и калиток как арки. В целом художественно-образное решение таких ворот ассоциируется с мотивами классической ордерной архитектуры, получившей своеобразное преломление в деревянном зодчестве русской провинциальной архитектуры XIX - начала XX века. Среди ворот отмеченного типа широкое распространение получили такие, в которых в качестве декоративного элемента используются не только филенки, но и накладная резьба: глухая и сквозная пропильная. Узоры глухой накладной резьбы имеют простые геометрические формы, связанные со строгой ритмикой и пластикой филенок, которые всегда в принципе тяготеют к квадрату или прямоугольнику. Но есть в этой резьбе один ведущий мотив огромная розетка, круг, получивший в пароде поэтическое название «солнышко», философское «колесо жизни» солярный знак. Он самый выразительный и запоминающийся мотив в художественно- декоративном оформлении ворот. Круг различной конфигурации, составленный из деревянных клиньев и набитый на гладкий тес, почти полностью заполняет по центру створы ворот и калиток. В результате архитектура ворот приобретает внушительный статично-замкнутый фасад, в котором прочитывается вся многозначность функционального и художественного содержания ворот. Попутно необходимо отметить, что ворота с глухой накладной резьбой отличаются особой прочностью, потому что тес дополнительно обшивается большими плоскостями крупного, массивного декора (узора), прибитого кузнечными и обычными гвоздями. Ритмически набитые шляпки гвоздей также включаются в систему декора, и фактура деревянной поверхности обогащается благодаря введению другого материала металла. Напротив, ворота со сквозной пропильной резьбой выделяются ажурностью, «кружевной» затейливостью, легкостью узора. Особенно в верхней части ворот, когда некоторые детали, точнее, фрагменты орнаментальной композиции, даются на фоне неба, на просвет. В основном же резьба накладывается, нашивается на гладкий тес, и узор превращается в сочный, пластически выразительный рельеф, в котором во всей полноте проявляется красота благороднейшего материала дерева. Композиционная же схема размещения декора аналогична предыдущему варианту: она полностью направлена на выявление тектоники в конструкции ворот, на усиление ее монументального звучания. В воротах и домах, украшенных пропильной резьбой, наиболее выразительно закрепился характер архитектурного декора в местном деревянном зодчестве. Здесь господствует геометрический орнамент и особенно закругленные, крючкообразные и спиралевидные мотивы завитки, развитие которых можно проследить в многовековом орнаментальном творчестве башкирского народа. В домовой резьбе, как и в национальной вышивке «кускар», в искусстве аппликации интерпретация и вариации спиралевидного мотива бесконечны. Орнаментальные композиции, составленные на основе этого мотива, заключают в себе язык в высшей степени условный, абстрагированный. В нем отсутствуют изобразительные, фигуративные мотивы, которыми так щедро наделены различные типы резного декора в русском народном зодчестве. А взятые за основу растительные мотивы настолько сильно переработаны и стилизованы, что от первоисточника сохранился лишь пластический образ с его вечным движением, ростом, развитием. Сложность и насыщенность орнамента, его рисунок, основанный на прихотливом переплетении напряженных и упругих кривых линий, ассоциируются с мотивами и образами восточного орнамента, например, с арабесками. Да, это еще не полностью восточный узор, но он уже и не европейский, не русский. Ведь и сама Башкирия, Уфа расположены на стыке Европы и Азии, «там, где Азия встречается с Европой». И в архитектурной резьбе Уфы, в целом Башкирии, заметно наблюдается промежуточность, вернее, переход от русской орнаментальной системы в восточную. Многослойность орнаментальной культуры, которая прослеживается в уфимском деревянном зодчестве, не случайна. Уфу купеческий город на Южном Урале создавали в прошлом и украшали русские, башкирские, татарские мастера. В артель плотников входили, как правило, сельские мастера-плотники, приходившие в город па заработки. Для многих из них эта работа была основным источником дохода. Поэтому вполне будет справедливым характеризовать деревянное зодчество Уфы XIX - начала XX века, в том числе и ворота, в которых на протяжении длительного времени формировались традиционные тип и форма, как пример народного зодчества, как народное коллективное искусство. Хорошо сработанные ворота, особенно с ажурной пропильной резьбой, благодаря сложности декора, его многодельное™ и трудоемкости, были заметными в системе улицы, а лучшие из них в системе города, составляя и в прошлом его достопримечательность. Их художественная ценности была очевидной, и главное необходимой для полноценной жизни города. Но под натиском современного градостроительства исчезает старая часть города. Вместе с ним сносятся и замечательные творения народных мастеров деревянные резные ворота. В этой статье даются фотографии и сведения о последних, которые тоже будут снесены, уничтожены. Между тем в ближайшие годы задумано под Уфой создать музей под открытым небом музей памятников народного зодчества. И когда начнут собирать экспонаты для этого музея, в том числе и ворота, их уже не будет. Станут но фотографиям и эскизам художников, этнографов строить заново. Но ведь в результате такого повторения памятник не получится. Получится реплика. Чтобы произведению стать памятником, нужно время, нужны столетия. |
Галерея
Реклама
Портальные мойки karcher - фирма chisto. Мини мойки, купить пылесос karcher. . начать бизнес
|
|