Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы

Великое наследие

Ударная школа искусств Востока


 

Что представляла собой Туркмения в начале нашего века? «Провинция» вот трагический в своей многозначительности термин, серым цветом которого сплошь окрашена была Туркмения со всем богатством своих национальных различий, со всеми скрытыми своими творческими жилами».

После победы Октября и установления Советской власти в Туркмении появились условия для развития изобразительного искусства. Гражданская война, борьба с интервентами, голод и разруха не помешали Политотделу 1-й армии Туркестанского фронта организовать в сентябре 1920 года художественную студию. Ее руководителями стали А.П.Владычук и Р. (И.) М. Мазель. До этого они работали вместе в художественной мастерской Поарма (Политотдела армии), оформляли город во время народных празднеств, создавали походные лозунги и плакаты для агитпоездов Красной Армии. Мазеля и Владычука объединяло страстное желание создать такую художественную школу, где «всякий желающий пролетарий: русский, мусульманин, обладающий природными данными в области искусства, мог бы развить себя как будущего художника, полезного работника я гражданина Советской России». И они создали такую школу.

15 сентября 1920 года открытие студии состоялось в помещении бывшего военного собрания. В ее коллектив принимались не только красноармейцы, но и все желающие из местного населения. Посещали студию двести четырнадцать человек. Занятия проводились ежедневно, не считаясь с праздниками.

«Оазисом художественного просвещения» назвал студию Я. Тугендхольд. «Славные, фантастические фурмановские времена, когда революционные войска основывали очаги художественного просвещения, когда художники из Витебска вылавливали туземные дарования в Средней Азии», писал критик, имея в виду Мазеля, привлекшего к занятиям в школе Бяшима Нурали, первого художника-туркмена. Приехав из близлежащего аула в Ашхабад, Нурали увидел в окне городского здания группу людей, увлеченно рисующих. Заметив заинтересованного юношу, Мазель пригласил его войти. Нурали попросил дать и ему «порисовать». Этот шаг решил дальнейшую судьбу сына батрака. Бяшим Нурали стал подлинно народным художником Советской Туркмении.

Задачу и учебную программу художественной студии четко сформулировали ее руководители Владычук и Мазель: «...дать республике просвещенцев из рабочих и крестьян, кои обладали бы творческой способностью в практической работе подвигать вперед начатое дело.

Учеба через творчество, через искусство. Поэтому какие-либо подразделения на отделы живописный, архитектурный, скульптурный, театральный, музыкальный и т. д. в общеобразовательной школе искусств нецелесообразны. Все служит, помогает друг другу и исходит одно из другого...» Первой задачей студии, как было сказано в ее уставе, стали слова В.И.Ленина, призывающие «молодежь учиться коммунизму* связывая свой шаг с борьбой против гнета капитала».

Студию вскоре назвали Ударной школой искусств Востока - УШИВ. Программа учебы была очень насыщенной и напряженной. Главное внимание уделялось рисованию с натуры. Больше всего рисовали портреты, за неимением натурщиков позировали друг другу. Работали карандашом, углем, акварелью, позднее - маслом. Постоянно не хватало бумаги.

Кроме уроков рисунка," живописи, лепки, истории искусства, непременными были уроки музыки, литературы, танцевального и театрального искусства. Занятия по литературе совмещали с правописанием - например, учащимся предлагали написать небольшой рассказ на тему «Ашхабадская зима», в котором они должны были без ошибок, образно и «живописно» рассказать о зимнем дне. Таким образом преподаватели развивали у них и зоркость живописного видения. На уроках театрального искусства ставили и оформляли спектакли, имевшие большой успех у зрителей.

Преподаватели своей активной творческой деятельностью, личным примером заражали питомцев любовью к искусству, бережно выявляли индивидуальность каждого из учеников, развивая его природные способности. Студийцы часто посещали близлежащие аулы, наблюдая за местной жизнью, ища натуру. Эти работы были первыми самостоятельными творческими произведениями, в которых решались композиционные, колористические и пространственные задачи.

Попав в Туркмению, Мазель внимательно изучал жизнь и творчество туркмен, их поэзию и жизненную философию. «Искусство туркмен это ковер, вобравший в себя все, что было прекрасного в душе народа, природу, быт, историю и краски неба и земли. Туркмен поет в ковре и в ковровый узор... облачается все живущее, и сквозь узор все смотрит на мир». В произведениях Мазеля (1915 - 1920-е годы) сериях «Ковровые сказки», «Йомуды», «Махтумкули», «В юрте» видно желание автора понять художественное мышление народа, творчески переосмыслить орнамент в своих работах. «Я всей душой стремился лишь к тому, чтобы сделать искусство туркмен понятным Европе... в его музыкальной сущности...», объяснял Мазель свои работы тех лет, которые несут на себе следы экспериментаторства.

Одной из значительных работ начинающих художников были росписи зданий в Ашхабаде военных казарм и училища, обкома партии. К сожалению, время не пощадило этих росписей; они выполнялись клеевыми красками, да и ашхабадское землетрясение 1948 года довершило полное их исчезновение.

Галерея
Реклама
Продажа кровельных материалов - мягкая черепица цена. . Монтажные краны РДК, МКГ 25-100т - рдк 250. Запасные части РДК-250. . канцтовары интернет магазин, бумага и канцтовары.
Творчество СССР. Все права защищены
Поддержка интернета компьютерная скорая помощь на ботаническом саду; Компьютерная помощь в юзао компьютерная помощь в королеве по юбилейному