Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Аттрибуты СССР
За мир и здоровьеМеждународный конкурс плакатов» посвмвдеммых деятельности Красного Креста, проводился в Москве впервые, хотя аналогичные всесоюзные конкурсы давно стали традицией. Организовали его Исполком Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца СССР, Союз художников СССР, Министерство культуры СССР, Госкомиздат СССР, издательство «Плакат». Международный смотр, в котором кроме советских мастеров приняли участие плакатисты Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, проходил под девизом «Красный Крест: здоровье, гуманизм, мир». Тематика конкурса достаточно всеохватывающа: участие Красного Креста в борьбе за мир и разрядку международной напряженности; расширение и укрепление международного сотрудничества, помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий и вооруженных конфликтов, народам развивающихся стран; донорство; предупреждение дорожного, производственного и бытового травматизма; распространение санитарно- гигиенических знаний и профилактика болезней; охрана окружающей среды. Значительная часть работ посвящена первой и главной из перечисленных тем. И это естественно, без мира на планете не может быть настоящей заботы о здоровье человека. Плакаты Красного Креста в силу своих функциональных задач и своей специфики часто «работают» за пределами той страны, в которой созданы. Поэтому их символика, метафорический ход должны быть общедоступны, если можно так выразиться, «интернациональны». В этом плане представленные плакаты не отличались оригинальными решениями. Около тридцати листов из присланных 124-х, вариации изображений красного креста и голубя мира. При такой конкуренции драматургически однотипных решений резко возросла роль пластического, чисто художественного качества. В большинстве плакатов названные знаки механически соединены с чуть большей или меньшей выдумкой. В работе кубинского художника Р. Иглесиаза Гиза (первая премия) голубь не соседствует с красным крестом, не «прилеплен» к нему, он вырастает из креста, постепенно переходя из плоскости в объем. Композиционная тонкость и ювелирное графическое мастерство автора сделали этот переход естественным, хотя задача художника усложнялась тем, что голубь в этом плакате не стилизованный, а вполне реальный, нарисованный документально точно. Плакат прозвучал свежо и ново именно в силу достоверности изображения, очень уж приелись абрисы и «намеки». Среди конкурсных работ запомнилось несколько объемно рисованных листов: в частности — портретный плакат, посвященный основателю движения Красного Креста в России Н. И. Пирогову, польского художника М. Каткуса (вторая премия). Большая часть произведений пространственно одномерна. И все же среди них ясностью и точностью мысли, непритязательной простотой изобразительного приема выделяется работа Д. Немица из ГДР (первая премия). Красный Крест стал в листе почвой, корневой системой дерева мира, гуманизма, здоровья. Чтобы это дерево нормально росло и цвело, жителям Земли нужно постоянно взрыхлять и поливать почву, оберегать крону от сил зла и насилия. Одним словом, нравственное и физическое здоровье планеты должно быть в руках людей доброй воли и милосердия, такова мысль автора. Столь же открытый, плакатно однозначный образ, уносящееся в небо сердце под парашютом Красного Креста , использует в листе «Спасенная жизнь» молодая болгарская художница Л. Янчулова (вторая премия). Болгарские плакатисты представили на конкурс едва ли не самую серьезную и ровную по качеству коллекцию. Лауреатом конкурса стал и опытный мастер Б. Младенов (третья премия), представивший фотоплакат «От человека к человеку». Уже не новый вариант спасительного прикосновения сильной здоровой руки к слабой, безжизненной обновился благодаря счастливой находке, художник вдоль рук изобразил артерию со струей донорской крови. Интересную плакатную выдумку предложил и болгарский художник А. Колчев. В его композиции электрокардиограмма сердца - неровная, со сбоями, «пройдя» через графическое изображение красного креста, становится спокойной, свидетельствующей о здоровье. Плакат этот не получил премии из-за слабости профессионального исполнения, но сценарная основа привлекла внимание. Символы и метафоры плакатов Красного Креста должны быть общепонятны и общедоступны, но не за счет потери национального и обезличивания пластического языка. Практика показывает, что наибольшее впечатление производят как раз те листы, в которых ярко выражен национальный стиль, народные традиции своей страны. Такой приверженностью к национальным живописным основам отличаются работы вьетнамских художников. Этой традиции не изменил и художник Хоанг Ван Муой (третья премия). Его плакат «Мир» - цветок, в который вкомпонован маленький мальчик с курицей (официальный символ вьетнамского Красного Креста), привлекает сочной, своеобразной цветовой гаммой. Принцип русской лубочной «многокадровости» использован художником из Казани Э. Ахмадеевым в плакате «Жили-были старик и Старухин», о проблеме загрязнения рек сточными водами. Сопоставление мотива «Сказки о рыбаке и рыбке» с современностью интригует зрителя, и он с детским азартом старается досмотреть яркую раскадровку, с интересом ожидая, как же повернется тема дальше. К сожалению, автор пластически «недотянул», реализовал не все возможности удачно найденного сюжетного поворота. Тема охраны окружающей среды, одна из популярных на конкурсе. Взмывает ввысь от раскрашенной нефтью воды с криком «SOS!» голубая чайка в работе москвички Е. Кисель (вторая премия), Красная книга защитным домиком покрывает голову лебедя в плакате Н. Стомы из Белоруссии (поощрительная премия). К сожалению, выигрышная, на наш взгляд, тема, пропаганда среди детей основных санитарных навыков и правил оказания первой помощи, не получила должного внимания участников конкурса. Возможно, это результат отсутствия у плакатистов опыта в создании специально «детских» плакатов. Однако среди немногих конкурсных листов наиболее выразительна работа ленинградца И. Силина «Санитарные навыки, детям!» (третья премия). Сложнейшую для изображения тему «Причина неполноценности детей - пьянство родителей!» высокопрофессионально решил московский художник В. Арлашин (третья премия). Его строгий черно-белый плакат с рюмками и детской инвалидной коляской кажется поначалу излишне рационалистичным. Но рационалистичность здесь не приводит к равнодушной сухости: художник, тактично нащупав «болевую точку», эмоционально воздействует на зрителя, и потому плакат четко бьет в цель. Звучание плаката Арлашина снижено маловыразительным шрифтом и его нескомпонованностью с текстом. Неумение работать со шрифтом, застарелая болезнь многих советских плакатистов. Среди конкурсных листов самые интересные варианты работы со шрифтом показали венгерские художники, в том числе Ю. Варга в плакате «Желаем вам хорошего настроения!» (третья премия). |
Галерея
Реклама
Только у нас лучшие рестораны Киева с лучшим меню.
|
|