Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Художник
Жизнь кипела вокруг негоАлександр Георгиевич Скрягин был одним из ведущих художников декоративного искусства Ленинграда, чье творчество отличали высокий профессионализм и индивидуальное своеобразие. Каждое новое его произведение на выставке вызывало интерес, казалось свежим, необычным, порой спорным. Он любил удивить зрителя остротой замысла и формы, иногда даже озорством. В этом сказывался его неуемный характер, неравнодушное отношение к жизни, которое проявлялось и в широком спектре деятельности творческой и общественной. И теперь трудно поверить, что Скрягина нет среди нас и оценка всего им созданного уже посмертная. Металл был любимым материалом художника и при всей широте его творческих интересов всегда оставался для него главным. На выставках мы встречались с произведениями Скрягина, выполненными в чугуне, бронзе, красной меди. Одним из последних его увлечений было сочетание красной меди и серебра. Небольшой сервиз «Ужин на двоих» (1982), сделанный в :>той технике, представляет собой произведение, в котором хорошо уживаются выставочная значительность вещи с четко продуманной функциональностью. Выставочность сказалась в небанальной конструкции форм и их непривычном сочетании. Тарелки, напоминающие миниатюрные, приземистые жаровни, вполне гармонируют с торжественностью бокалов л драгоценностью рюмок. Серебряное покрытие внутренней поверхности сосудов контрастирует с красной медью и придает изысканность несколько утяжеленной пластике форм. Л небольшие ручки в виде голов средневековых персонажей «окрашивают» интимно-торжественный сервиз оттенком легкого юмора. Скрягин давно задумал произведение такого характера и периодически возвращался к своей идее, отрабатывая схожие варианты. В каждом появлялись те или иные удачные находки. В этом последнем получилось наиболее законченное решение. Другой линией его творчества были памятные медали. Сделанные, как правило, в бронзе, они отличаются чеканной обобщенностью скульптурной формы. Среди них «Лениниапа», в которой содержание передается изображением городов и дат, отмеченных значительными событиями в жизни и исторической борьбе Ленина: Симбирск, Казань, Петербург, Женева, Шушенское, Лондон, Петроград, Москва. Объединив всю серию четкой графичностью пластики, художник сохранил узнаваемость каждого города в символике памятников архитектуры. Одна из последних и, пожалуй, лучших медальерных работ Скрягина триптих «Жизнь человека»: «Рождение», «Инициация», «Смерть». Здесь наиболее убедительно проявилось умение автора передать значительное и сложное в строгой, лаконичной форме. Триптих принадлежит к тем произведениям Скрягина, которые он делал как бы для себя (многие он не выставлял вовсе). В них-то яснее всего прочитывается его отношение к искусству, неординарность мышления. Личность художнике отражается и в облике его мастерской, в ритме ее жизни. Вдумчивый, любознательный и деятельный, он не любил банальности и скуки. Мастерская Скрягина представляла собой странную, но привлекательную смесь прошлого, почти средневекового, с современностью. Ему нравилось устраиваться основательно, и в мастерской прежде всего бросался в глаза большой, сделанный по всем правилам традиционного ремесла, горн. А вокруг инструменты и приспособления для ковки, чеканки, формы для литья, ванна для гальванопластики. Здесь же токарный и сверлильный станки, циркулярная и маятниковая пилы и небольшой шлифовальный станок для работы по камню. Почти любую спроектированную вещь Скрягин мог выполнить в материале в своей мастерской. В последние годы его заинтересовала миниатюрная роспись цветными эмалями по бисквиту, и в мастерской появилась муфельная печь, а на выставках художник показал несколько экспериментальных работ из металла с расписными вставками. Он любил осваивать художественные возможности разных материалов, обогащая свой опыт, расширяя пределы своих поисков. Результаты его проб, удач и ошибок разнообразные фонари, бра. деревянные и пластмассовые игрушки и другие закопченные и незаконченные вещи — постепенно накапливались на полках и стенах, создавая особую среду мастерской. В пей царило состояние деловитости и одновременно приподнятой праздничности. Скрягин всегда был в окружении молодых. Они были его помощниками, а он учил их, воспитывал, способных «выводил в люди». Некоторые из его учеников стали самостоятельными художницами, членами JIOGX, других он готовил для поступления в училище им. Мухиной, многие работали с ним годами, не покинули его до конца. Жизнь кипела вокруг Скрягина, и это была его стихия. В мастерской велась большая работа по заказам. Как для многих художников декоративно-прикладного искусства, для Скрягина выставочные произведения составляли лишь небольшую часть всего творимого. Сложные и разнообразные художественные комплексы выполнялись по государственным заказам они были особенно ответственны. Делались изящные люстры и массивные декоративные решетки, проектировалось оформление транзисторов и телевизоров. Но самую значительную часть среди работ Скрягина составляли проекты общественных и музейных интерьеров. Стремление к многообразию в творчестве но всеядность и не мучительные попеки своего пути. Это своеобразный стиль работы, определяемый складом характера ц способностей художника. Таким людям смена видов деятельности помогает глубже познавать закономерности искусства, обостряет видение, оттачивает мастерство. Музейно-выставочным проектированием Скрягин стал заниматься еще в 50-е годы, почти сразу после окончания ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. В бригаде старших товарищей В. А. Сулимо-Самунло, К. С. Козьмина, А. М. Ляидсберга, Е. Г. Шейр и других он участвовал в разработке экспозиции Русского отдела Государственного музея этнографии народов СССР. Позже, под руководством Б. А. Смирнова, уже опытные художники А. Скрягин, И. Оминин, Н. Нарцисов и А. Яковлев проектировали отдел оптики для Советских павильонов на крупнейших Международных выставках в Нью-Йорке, Брюсселе, Париже и Мехико. Участвовал Скрягин и в работе по оформлению павильонов ВДНХ. Не случайно с первых шагов своей профессиональной деятельности художник включается в большую и ответственную работу. В институт он пришел уже зрелым, сформировавшимся человеком, пройдя трудную школу войны. Он начал ее юным добровольцем в 1941 году и закончил в Берлине. Служил в разведке артиллерийского полка. Так что зрелость далась ему нелегко, и, придя в 1946 году в высшее художественное училище, он с самого начала пути понимал значение и меру ответственности работы художника. С начала 60-х годов Скрягин уже проектирует самостоятельно. Делает экспозицию Краеведческого музея в Махачкале, а потом целый «венок» музеев вокруг Ленинграда в городах, связанных с историей северного края пашей страны. Вероятно, это была самая значительная работа в творческой биографии Скрягина, и именно за нее он в 1981 году получил звание заслуженного художника РСФСР. Старая Ладога, Кингисепп, Приозерск, Тихвин с древнейших времен служили форпостами в борьбе русских со шведами и литовско-германскими рыцарями, сыграли они свою роль в Северной войне Петра 1, не обошла их и Великая Отечественная война. Все это, наряду с этнографическим материалом и современностью, стало содержанием экспозиции краеведческих музеев, спроектированных Скрягиным. Он вообще любил и знал историю. А северный край в молодые годы много раз исходил пешком, зарисовывая старые деревянные церкви, крестьянские избы, крепостные сооружения. Любовь к архитектуре и народному творчеству заставляла и в работе над проектами музеев тактично и бережно относиться к стилевому своеобразию используемых исторических зданий. В Кингисеппе помещением музея стал Екатерининский собор, построенный по проекту Антонио Рииальди. Ранний русский классицизм с легкими реминисценциями барокко нашел здесь блестящее воплощение. И Скрягин располагает экспозицию так, чтобы не нарушить гармоническую цельность здания. Низкие витрины у цоколя, победные знамена вверху, а на пилястрах гербы городов. «Рассказ» о древнем Ямбурге, о крепости Ям, о Северной войне объединяется с красотой интерьера, создает атмосферу, в которой прошлое говорит современникам о своем величии и значимости. В Старой Ладоге исторический раздел музея находится в древней крепостной башне, а этнографическая часть расположена в небольшой, уютной деревянной церкви Дмитрия Салунского. Весь музейный комплекс представляет собой цельный историко-культурный памятник. В маленьком местечке Приютино Скрягин первый начал создавать мемориальный музей-усадьбу А. Н. Оленина археолога, историка, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки. Художник восстановил облик трех небольших комнат, в которых разместил портреты, письма и документы, напоминающие о знаменитых современниках хозяина, постоянных посетителях усадьбы Пушкине, Жуковском, Крылове, Бестужеве-Рюмине и других. Небольшие музеи в разных городах области каждый по-своему раскрывают ее культурно-историческое значение, связывают прошлое с настоящим, и в этом есть доля заслуги художника Скрягина. Завершающим звеном этой работы стал областной краеведческий музей на Литейном проспекте в Ленинграде. В его небольших уютных залах теперь готовится к открытию посмертная выставка произведений Александра Георгиевича Скрягина подводящая итог его творческому пути. |
Галерея
Реклама
липосакция подбородка, подтяжка груди мастопексия - увеличение груди имплантанты . вибромассажер, поик по цене . Дома недвижимость на тенерифе.
|
|