Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
В мастерских
Динамика развития художественного образования
Изменение внешнего мира и психологии требует новой организации материал духовной среды человека, в гармонии которой объективируется и проецируется в единство весь предметно пространственный, социальный и духовный опыт и все то, что в этом опыте и через этот опыт выступает как выражение идеалов общества. Художественный образ, возникающий на основе такого синтетического подхода, имеет многоплановую структуру и требует от художника поистине возрожденческой универсальности. Многогранность задач, возникающих при реализации современных процессов организации окружающей среды, требует единства всех сфер художественного творчества. Профессиональная ограниченность и замкнутость в сфере собственных профессиональных задач - основной недостаток современного художественного образования. Зачастую мы наблюдаем непонимание не только задач, но и формально-пространственного языка различных видов по существу единой в своей направленности художественной деятельности. За последнее время в художественных вузах страны наметилась тенденция к ориентации на комплексное создание произведений. Это, несомненно, правильное, прогрессивное стремление, но оно недостаточно раскрыто,- вернее говоря, решена только часть глобальной проблемы. В каждом вузе своя структурная организация учебного процесса, где широко представлена интеграция между различными специализациями внутри того или иного вида искусства (результат - узкая специализация). Задача же заключается в том, чтобы структурная организация художественного вуза ориентировалась на создание всего предметно-пространственного мира на основе комплексного, синтетического мышления. Нужна широкая, основанная на единой структурной организации интеграция между различными видами художественного творчества, дающая в результате возможность выпустить специалиста широкого профиля. Оптимизация учебного процесса, новые педагогические теории приводят к мысли о возможности рассматривать функциональные области художественных вузов в тесной связи с соответствующими областями общественной жизни. Комплексное решение организации окружающей среды и создание на практике возникающего на этой основе материально-художественного синтеза необходимо вырабатывать у будущих художников уже в стенах высшей школы. Разрозненные сферы знаний - социально-культурные, эстетические, психологические, проектные - должны соединяться в целостную, пригодную к передаче в процессе обучения систему. Объединение художественно-образовательных и социальных функций определило направление развития художественных вузов - развитие комплексных структур, в которых качество новой организации способствует воспитанию специалистов художественного творчества новой формации. Полноценный процесс художественного образования сегодня немыслим в рамках одного профиля, так как для получения специалистов широкого художественного профиля необходима разветвленная структурная организация, где представлены все сферы художественной деятельности. Особое значение приобретает общее определение понятия специалиста широкого профиля, которое должно лечь в основу разработки «моделей» таких специалистов и новых учебных планов. Профессионально-содержательная модель специалиста широкого художественного профиля предполагает воспитание специалиста, участвующего в достижении единой цели - организации предметно пространственной и духовной среды, умеющего ставить и решать проблемы научного и практического характера, получившего универсальную подготовку в области пластических и пространственных искусств. С того момента, когда мы начиняем размышлять и теоретизировать в отношении некоторых слагаемых профессии, мы можем отойти от обучения ремеслу, в чем состояла практика преподавания до последнего времени. Необходимо начать более конструктивное преподавание, состоящее из теоретических курсов с практическими упражнениями и включающее синтез, дающий основы науки, искусства и производства. Современные требования к художникам делают необходимой разработку разносторонней программы их профессиональной подготовки. Концепция подготовки художника должна быть синтетической, охватывающей всю среду жизни человека. На основании проанализированных потребностей в создании модели специалиста, возможно, выработать формы, удовлетворяющие эти потребности. Прежде всего - это связь учебы с исследованиями. Выпуск специалистов широкого профиля требует нового подхода к постановке научных исследований в высшей школе. Специфические требования художественных профессий и систем художественного образования диктуют необходимость введения в систему образования исследовательской разработки вопросов организации окружающей среды. Искусство создания среды и организация связанных с этим художественно-проектных работ должно определяться выработанными эстетическими принципами, творческим подходом к проблемам. Этот подход выражается не только в глубоком умении творчески осмыслить функции и конструкции пространственных элементов, но и организовать необходимую духовную среду. Проектирование среды должно вестись на основе предварительного глубокого изучения процессов, имеющих место в данном объекте, их связей и функций. На основе анализа главнейших факторов - физического, психофизиологического характера - дается ответ на требования, которые обеспечивают правильное решение проектируемой среды. Научные исследования в структуре деятельности - это развернутая программа, которая содержит информацию об организуемом объекте. Организатор среды должен уметь составлять такую программу - это и есть один из аспектов его образования. Процесс познания проходит здесь через различные фазы - от постановки вопроса до его выявления, от интуитивного к методологическому, от взаимосвязи общего и частного. Фактически такие исследования являются весьма важным звеном, связующим теорию, практику и преподавание. |
Галерея
Реклама
|
|