Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
В мастерских
Проблема художественной школы
Сейчас наиболее интересна проблема взаимосвязи искусства как самостоятельного творческого процесса и художественной школы. Это, прежде всего, связь между советским профессиональным искусством и художественной школой. Сейчас это особенно остро чувствуется. И одна из самых главных задач, которая стоит сегодня перед высшей художественной школой, заключается в реорганизации учебного процесса, соединении незыблемых законов высшей художественной школы и подготовки первоклассных молодых мастеров к самостоятельному творчеству, то есть внесение творческого элемента в учебный процесс высших учебных заведений. Необходимо отметить, что художников высшей творческой квалификации, художников-творцов, готовят два учебных заведения Советского Союза…Другие высшие учебные заведения страны аналогичного профиля, так или иначе, готовят художников прикладных видов искусств или художников-педагогов, художников-модельеров. Целая система художественного образования позволяет готовить художников для самых различных сфер народного хозяйства. Но затрагивать всю систему художественного образования не входит в задачу данной статьи, остановимся лишь на некоторых принципах, положенных в основу художественного образования, которым следуют два художественных вуза страны - ленинградский и московский. Прежде всего, необходимо подчеркнуть то, что принцип глубокого всестороннего исследования жизни во всех ее проявлениях, серьезного изучения натуры в учебном заведении - это основной принцип, который заложен в советской художественной школе. Причем, этот принцип базируется на неотъемлемой связи с традициями. Традиции не надо понимать как что-то архаическое, отжившее; есть традиции поиска, традиции постоянного новаторства и традиции связи с национальным, народным искусством, с прогрессивным реалистическим искусством. Вот эти традиции и связь между ними очень важны для художественной школы. Верность изучению натуры помогла создать незабываемые произведения, волнующие нас и поныне. Сегодня на повестке дня решение задачи органичного соединения незыблемых законов школы и художественного творчества. Эта актуальная проблема, стоящая перед нами при переработке программ, учебных планов, определяет методологические основы сегодняшнего дня художественных школ. Шесть часов ежедневно наши студенты работают над рисунком, живописью, скульптурой. Перед ними поставлены совершенно точные и сложные учебные задачи. Наши мастера, крупные художники, профессора нашего института пытаются в эти учебные задачи влить и задачи творческие, иногда, быть может, непосильные для студента. Но при такой постановке дела и происходит рост молодого художника. Когда перед ним возникают трудности, которые он самостоятельно, творчески должен преодолеть,- только тогда будет движение вперед, только тогда будет очевиден профессиональный рост будущих мастеров. Если ограничиться лишь заданиями известными, хрестоматийными, то и результаты будут ограниченными, слабыми. Сказать, что все проблемы у нас решены, было бы неверно. Эти проблемы только сейчас начинают открывать новые горизонты в жизни нашего института. Так, на факультете скульптуры, на четвертом курсе есть специальное учебное задание: обнаженная модель и драпировки. Помимо непосредственной задачи, которую предусматривает программа: соединение обнаженного тела и драпировки - современного костюма (потому что современные люди носят современную одежду и нам нужно решать вопросы органичного соединения пластики фигуры и современной одежды), решаются вопросы создания художественно-пластического образа. Это уже попытка создать образ. А для учебной задачи даже попытка уже многое значит. Второй пример: в мастерской Т. Т. Салахова учебная постановка-портрет. В общем, самая рядовая постановка, которая существует из года в год. Но когда ставится задача - создать портрет в конкретной ситуации и обстановке, в конкретном интерьере, то учебная задача по лепке головы перерастает в задачу создания полноценного художественного образа. Это попытка уже решить картину. А картина - дипломная работа - итог художественного творчества студента, показатель уровня его профессиональной подготовки. Как говорил великий русский художник Александр Иванов, «картина является конечной станцией на пути следования художника». Но путь художника к конечной станции - это путь постоянного изучения натуры. И если молодой художник не пройдет этой дорогой учебы, он не сможет прийти к конечной станции - картине. Студент учится у нас шесть лет, и последний год учебы - первое самостоятельное произведение - диплом. Шесть лет институт готовит студента к самостоятельному творчеству. И для успешного достижения этой цели необходим постоянный поиск новых путей и средств. И одно из них - новые учебные задачи и учебные постановки, объединение выполнения учебной программы с усложненной творческой задачей. И в этом случае нельзя отделить учебный процесс от творчества. Требовать только выполнения учебной задачи, забывая о творчества, невозможно. Такая же новая задача была поставлена и в мастерской плаката нашего института, которую возглавляет Н. А. Пономарев. Не только советский народ, но и все прогрессивное человечество отмечало 30летие Победы в войне 1941-1945 годов. В мастерской плаката решили поставить перед студентами задачу создать не только плакат, посвященный этому событию, но и натюрморт на эту тему. Это была новая задача в учебной постановке. В соответствии с этой задачей натюрморт перерос комбинацию определенных предметов и стал произведением искусства, посвященным актуальной тематике Великой Отечественной войны. В данном случае это был натюрморт из предметов того времени - оружие, каски, шинели. Это был натюрморт - память о тех днях, и решали эту задачу студенты, которые войны не знали. Это была удача в процессе творческого совершенствования. |
Галерея
Реклама
|
|