Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
В мастерских
Реставрация уникальной техники
Техника пастели родилась в конце XV века в Италии и достигла своего расцвета в XVIII веке во Франции. Ее крупнейшие мастера - Шарлей, Латур, Лиотар. В XVIII веке вместе с иностранными мастерами пастель появилась и в России. А в XIX столетии к этой технике обращаются известнейшие русские художники: Кипренский, Тропинин, Венецианов. В конце 1950-х годов, в период интенсивных поисков реставрационных материалов и методов возвращения к жизни плохо сохранившихся работ, встал вопрос о закреплении пастелей. Реставраторы отдела графики - один из авторов этой статьи и С. Тихомирова - подготовили серию экспериментальных образцов с накрасами пастельными карандашами. Все образцы пастелей были закреплены. Испытанию подвергли лучшие образцы французского, английского и отечественного фиксатива фабрики «Черная речка», а также фиксативы из полимерного материала, приготовленные в лаборатории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря. По истечении двадцати пяти лет (это условие естественного старения) стало ясно, что фиксативы отрицательно воздействуют на красочный слой, изменяя не только первоначальный цвет, но и фактуру. Вместо матовой и бархатистой поверхности мы увидели на образцах плотную, прозрачную, блестящую пленку, весьма далекую от воздушности пастели. Итог длительного испытания однозначен: пастельные рисунки принципиально не подлежат закреплению. От того, на какой основе написана пастель, в существенной степе- ; ни зависит и метод реставрации. Все графические материалы гигроскопичны и легко поглощают влагу из окружающей среды, а потому наиболее часто подвержены поражению микроорганизмами, плесенью, разрушающими произведение. Целлюлоза бумаги и картона, клетчатка холста, белковое связующее красок и грунта, белок пергамента и замши, минеральные соли красок питательная среда для плесневых грибов. Даже при содержании влаги менее десяти процентов эти материалы подвергаются их воздействию. Резко снижая механическую прочность материалов, плесневые грибы образуют на поверхности различно окрашенные налеты. Вот несколько примеров: практически вся поверхность написанного на картоне «Портрета Дмитрия Философова» работы Л.Бакста до реставрации была усеяна белыми пятнами. Сильно была поражена плесенью и выполненная на замше пастель Луизы Револ - «Портрет Екатерины II». Все произведения, пораженные плесневыми грибами, дезинфицируются в специальных камерах. Снятие налета плесени с поверхности пастели - сложная ювелирная работа, требующая большого мастерства. Нередко реставратору приходится иметь дело с повреждениями основы - разрывами, утратами, деформацией. С наибольшими трудностями реставратор сталкивается, устраняя деформацию пастели, написанной на картоне, так как этот материал сильнее впитывает влагу, больше деформируется и хуже поддается выравниванию. Упомянем лишь один случай из реставрационной практики. Работа С.Малютина «Портрет П.И.Карузина» (1918) поступила на реставрацию в 1964 году. Распрямление проводилось пять раз методом холодной растяжки. После реставрации картина была дублирована на холст и натянута на подрамник. Нередко красочный слой сильно потерт, утрачены целые фрагменты, разрушен грунт. Последнее чаще всего встречается, когда пастель написана на холсте. В качестве особенно наглядных примеров можно привести: «Портрет девочки» неизвестного художника XVIII века (разрушение грунта); «Портрет великой княжны Елены Павловны» работы К.Барду. Реставрация каждого из этих произведений потребовала разработки индивидуальной методики. Восстановлению пастелей, написанных на грунтованном холсте, непременно предшествует анализ состава грунта. В зависимости от результатов анализа составляется грунт, используемый для восстановления мест, испорченных временем или плохим хранением. Из других видов повреждений следует упомянуть отпечатывание рисунка на стекле из-за неправильного монтирования пастели под стекло: тонкий слой красок с рисунка переходит на стекло и утрачивается. Тонирование красочного слоя обычно трудно отделить от процесса удаления различных пятен, затеков и налетов плесени. Этот процесс требует особенной осторожности и тщательности исполнения. Техника пастели исключает применение «мокрых» способов обработки, поэтому все реставрационные процессы проводят «сухими» методами. Реставраторам приходится решать каждый раз уникальные по сложности задачи - они непредсказуемы и бывают самого неожиданного свойства. Так, в 1975 году в отделе графики разработаны новые методы увлажнения и дублирования сильно разрушенных пастелей, исполненных на бумажной кальке. Новый метод дублирования позволил вернуть к жизни разрушившиеся экспонаты, например, великолепные работы В.Борисова - Мусатова «Реквием» и «Облака» из Алма-Аты. Принципиально нового подхода потребовала реставрация пастелей на пергаменте и замше, состоящих из сложных белковых структур, еще недостаточно изученных. Для разработки методов их реставрации потребовалось детальное изучение происходящих в них процессов. Авторы этой статьи впервые разработали метод стойкого распрямления пергамента. Научно-теоретическое обоснование метода мы получили, анализируя физико-химические и структурные изменения, происходящие в пергаменте. Деформации пергамента, возникающие в результате его дегидратации, разрушающие красочной слой и основу, устраняются различными методами. Однако разработанный во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре метод, в отличие от известных до 'сих пор, позволяет не только устранить деформацию материала, но и зафиксировать его на длительное время в распрямленном состоянии. Женский портрет А.Венецианова подвергался реставрации дважды. Последняя реставрация была сделана по нашему новому методу - дублирования на длинноволокнистую бумагу и на холст. Реставрация пастелей на пергаменте включает следующие сложнейшие и трудоемкие процессы: удаление загрязнений с поверхности основы и красочного слоя, дезинфекцию, размягчение и распрямление пергамента, дублирование распрямленного пергамента, тонирование, монтирование под стекло. Разрабатываемые в отделе графики методы реставрации пастелей надежно гарантируют их сохранность. Коллектив опытных реставраторов проводит сложнейшие технологические процессы, разрабатывает новые, более совершенные, научно обоснованные методы и применяет их. |
Галерея
Реклама
такси в аэропорт домодедово . китайский телефон c7
|
|