Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Лица столетия
Касаткин Н.А
Картины Касаткина о рабочих - это то новое, что внес он в искусство. Художник не остановился на описании неимоверно тяжелой доли рабочего в царское время. Он показал рабочих, способных защитить свои интересы. ...Картина «Углекопы - смена», известная советскому зрителю по Государственной Третьяковской галерее. Различные оттенки черных тонов передают черноту угольной пыли, покрывающей все предметы, одежду и лица людей. В надшахтном здании встретились две партии углекопов две смены. Здесь и старые рабочие, умудренные опытом, и мальчики, познавшие тяжесть кабального труда. В центре полотна - вышедший из подъемной клети, идущий на зрителя шахтер. В его богатырской фигуре, в твердой поступи, в сверкающих гневом глазах чувствуется протест, грозное предостережение миру угнетателей. Это полотно занимает центральное место в цикле картин Касаткина о шахтерах. Для создания их художник неоднократно ездил в Донбасс, спускался в шахты. Тяжела и непривычна была обстановка для работы живописца. Шахтеры встретили его с неприязнью, приняв за царского сыщика. Но скоро они разглядели в. нем своего художника, и у автора с героями его будущих произведений установились простые и дружеские отношения. Однажды, когда несколько рабочих просили Касаткина нарисовать их портреты, а он посоветовал им обратиться лучше к фотографу, один из рабочих возразил: «Нет, Николай Алексеевич, это не то, не как есть, а у тебя - я настоящий». Шахтерский цикл картин Касаткина поражает новизной и значительностью образов, суровой правдой характеристик. «Шахтер-тяголыцик» называется одна из его картин о каторжном труде рабочего, который по 12 часов в день таскал за собой по штреку санки с антрацитом. «Там, где не может работать животное, его заменяет человек»,- с горечью писал Касаткин о работе тяголыцика. Первый в русском искусстве раскрылНиколай Алексеевич красоту и значительность русской женщины-работницы («Шахтерка»). Художник создал и ряд лирических картин: «Соперницы», «Осиротели», «Девушка у изгороди», «Первенец» и др. Всю свою жизнь Касаткин был на стороне трудового народа. Горячо откликнулся он на революцию 1905-1907 гг. Художник пишет картины и этюды: «Боевик», «После обыска», «Последний путь шпиона», «Атака завода работницами». В советский период Касаткин создает серию этюдов, посвященных советской молодежи («Селькор», «Вожатый пионеров» и др.). В 1924 г. он едет в Англию, чтобы изучить жизнь и быт английских горно-рабочих. По возвращении на родину пишет картину «Выход из шахты английских горняков» и много работает над другими полотнами из жизни английских шахтеров. В 1923 г. Николаю Алексеевичу, первому из советских художников, было присвоено звание народного художника РСФСР. |
Свежее Третьяковская Галерея покажет посетителям кусочек солнечной Италии Графика Кирилла Мамонова Симпозиум скульптуры на открытом воздухе Франция: Пародии на вещи Германия: Музеи и деньги Календарь
Реклама
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|