Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Книжная графика
Художник детской книгиЭта специфическая, сравнительно мало изученная сфера творчества, теснейшим образом связана со многими аспектами психологии, педагогики, социологии. Книга Э. Ганкиной рассматривает детскую иллюстрацию во взаимодействии с общим развитием современного изобразительного искусства, что дало возможность выявить и проследить ее роль в общем русле художественной культуры. Такой угол зрения представляется новым и значительным. Он порожден самим новаторским содержанием советской детской книги, ее высоким призванием формировать прогрессивные социальные и эстетические идеи в сознании молодого человека. Структура книги Ганкиной это очерки, связанные общностью тематики и единой целью исследования, во многом обусловлена характером объекта и современным уровнем методических приемов его изучения. Автор указывает: «Методология исследования иллюстрации детской книги остается малоразработанной и спорной. Камень преткновения лежит здесь, прежде всего в сложности самого предмета, а именно в синтетизме жанра». Разработка комплексной методологии, дело будущего. Автор издания выбрал из широкой и разносторонней темы дошкольную книгу 1960-1970-х годов. Это позволило четко сформулировать задачу очерков: показать развитие советской художественной детской книги на протяжении десятилетия, выявить основные тенденции в формировании ее многонационального облика. Наряду с этим главным устремлением довольно много места занимают главы, в которых рассматриваются предыстория и становление жанра советской детской иллюстрации. Автор затрагивает также ряд теоретических проблем, прежде всего детского мышления и восприятия. Это вопросы соотношения познавательного интереса ребенка и художественной формы иллюстрации активного, творческого начала, игры и чтения. Иллюстрации детского рисунка места книги в предметно-эстетическом окружении ребенка. В заключительной части автор дает краткий обзор состояния современной детской книги в социалистических и капиталистических странах, упоминает имена наиболее интересных зарубежных детских иллюстраторов, отмечает возросший за рубежом в шестидесятые годы интерес к исследованию проблем детской книги. Некоторых теоретических вопросов (по поводу родственности детской иллюстрации и народного творчества, формально-пластических свойств иллюстрации и фрески, книги и архитектуры, проблемы стилизации) автор касается и в основной части, где рассматриваются работы советских мастеров. Безусловно, такой широкий теоретический контекст, на фоне которого анализируются конкретные иллюстрации, помогает глубже раскрыть проблематику и выявить специфику самого жанра. Форма очерков позволяет сохранять живой тон изложения, непринужденную интонацию, оправдывает некоторую беглость, обрывистость суждений, а также выборочность приводимых конкретных примеров художественного творчества. Кстати, такой эссеизм характерен и для многих значительных исследований современной детской иллюстрации (Ф. Холешовски Чехословакия, Б. Хюрлиман Швейцария). Среди советских искусствоведов Ганкина одна из первых занялась научным анализом сравнительно молодой отрасли истории и теории искусства, детской иллюстрации. Это уже вторая ее книга, посвященная данной проблеме. В первой «Художники детской книги», М., 1963 - более узок круг поднятых вопросов и, соответственно, более проста композиция. Но хронологически «Художник в современной детской книге» как бы продолжает первое издание, синтезирует многолетние размышления и выводы исследователя. Широта авторского кругозора обусловлена тем, что Ганкина на протяжении многих лет принимает активное участие в международных мероприятиях по историко-теоретическому изучению детской книги. Глава о современной зарубежной книге для детей написана на основе непосредственных наблюдений за процессом развития детской иллюстрации в странах, участницах международных братиславских бьеннале. Также по материалам, изученным автором в Международной юношеской библиотеке ЮНЕСКО в Мюнхене. Знакомство с мировой панорамой детских изданий позволило оценить и выявить ту революционную роль, которую сыграла, порожденная исторической эпохой великих социальных преобразований, советская детская книга 1920-х годов. Автор убедительно раскрывает новаторское значение советской детской книги, которая в поисках синтеза изображения и слова, используя опыт агитационно-массового искусства, стала мощным художественным средством пропаганды идей социализма. Значение этих традиций для всего дальнейшего развития советской детской книги неоднократно подчеркивается в ряде глав, красной нитью проходит через все исследование. Порой роль влияния творческого наследия замечательных художников детской иллюстрации 1920-х годов даже чересчур абсолютизируется, но сам общественный и художественный процесс того времени раскрыт хорошо и убедительно. |
Галерея
Реклама
трикотаж дешево . брусчатка цена . Энергоаудит
|
|