Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Железный занавес
Скульптура Ливана
В современной художественной жизни Арабского Востока особое место принадлежит искусству Ливана. Характер развития всей ливанской культуры в новое время тесным образом связан с историей этой маленькой страны, издавна игравшей важную роль в судьбах арабского мира. Торговый и культурный посредник между арабскими государствами и Западом, Ливан благодаря своему историко-географическому положению смог достаточно полно и широко испытать воздействие европейского искусства. Однако и оно обязано этой стране знакомством с арабскими художественными традициями. Процесс взаимодействия различных культур, отчетливо наблюдаемый в Ливане на протяжении многих лет, был значительно ослаблен лишь в последние годы, когда в стране резко обострилась внутриполитическая ситуация. Большинство старейших ливанских художников получили образование в Риме, Париже, Лондоне и Брюсселе. Развитие ливанской пластики поначалу заметно отставало от живописи, уверенно осваивавшей уроки зарубежных академий. Только в конце первой трети нашего века в стране появляются первые скульпторы. С самого начала ливанская пластика оказалась менее подвержена воздействию европейского академизма, чем живопись. Изучая опыт зарубежного искусства, стремясь овладеть профессиональным мастерством, представители старшего поколения искали и пути для возрождения традиционных арабских художественных форм. Такие мастера, как Юсеф Госсуб, пытались следовать творчеству выдающегося египетского скульптора Махмуда Мухтара, хорошо известного в арабском мире, в подобной ориентации было немало поверхностного декларативного, рассчитанного скорее на внешнюю, чем на подлинно национальную самобытность. Другие стремились к более органическому соединению отечественного и зарубежного мастерства, заимствуя у первого его яркую народную образность. А у второго, высокий профессионализм исполнения. В этом отношении интересно творчество Юсефа Хоика (1883-1962), считающегося основоположником новой ливанской пластики. Лучшие произведения Хоика, созданные в основном в 1930-е годы, привлекают несомненными художественными достоинствами. Ученик Антуана Бурделя, Хоик после возвращения из Франции основал на родине студию, где, по словам друзей, «он часто вдохновлялся темами и образами ливанской древности и средневековья». Изображения древнефиникинских божеств и других мифологических персонажей соседствуют у него с портретами современников. Именно в них скульптор проявил себя как убежденный реалист, способный запечатлеть истинно народный характер. Таков, в частности, высеченный из камня «Портрет ливанской женщины», образ психологически выразительный, полный достоинства и значительности. Творчество Юсефа Хоика и его единомышленников развивалось в условиях зарождавшейся борьбы народа против французского колониального господства, сменившего многовековой гнет феодальной османской Турции. Отражением этой борьбы в области культуры явилось открытие в Бейруте в 1937 году Ливанской Академии изящных искусств, собравшей вокруг себя художественные силы страны. Из числа ее арабских преподавателей, работавших вместе с профессорами-иностранцами, сложилось следующее поколение ливанских художников. Их деятельность относится уже к послевоенному периоду. Скульпторы Муззаз Равдан, Самих Аттар, Халим эль-Хадж активно включились в строительство новой культуры независимого Ливана. Их произведения, различные по жанровым и стилистическим исканиям, оказались близки общностью народно-демократических и реалистических черт. Национальная направленность творчества этих мастеров особенно выделяется по сравнению с усилившимися после войны в искусстве Ливана модернистскими течениями. Созданные по готовым западноевропейским и американским образцам, подобные группировки вовлекли в свои ряды немало одаренных ливанских живописцев и ваятелей. Однако им не удалось серьезно поколебать позиции передовых мастеров. Одно из лучших тому подтверждений, произведения эль-Хаджа. По направленности интересов этот скульптор напоминает Юсефа Хоика, но в его искусстве еще сильнее ощущается местная «почвенная» основа. Эль-Хадж влюблен в эпос древней Финикии, в средневековый арабский фольклор. Участник археологических раскопок на территории Ливана, он соединяет в себе эрудицию ученого с мастерством художника. |
Галерея
Реклама
|
|