Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Наше пфо
Мы ждем вас художники
С чего началась моя любовь к искусству? Кажется мне сейчас, что с ней я и родился. Не знаю почему, но еще в детстве собирал открытки и репродукции. Их мало доходило до деревни, где я вырос в довоенные, 30-е годы. И к тем, что попадали в мои руки, было отношение особое, бережное, уважительное. Помню среди них «Бурлаков» Репина, «Утро в сосновом лесу» Шишкина. Эти картины даже в самом невзрачном воспроизведении казались чудом. Было рядом и еще одно чудо - работа моего отца. Он был деревенским кузнецом. А ведь кузнечное дело в деревне совсем не похоже на то, что видишь в современном заводском цехе. Все вручную, все на глазок. И сколько же надо было ловкости, сноровки да, наверное, и чего-то от способностей художника, чтобы выковать, например, серп. Мне представляется, что изгиб его похож на траекторию ракеты или космического корабля. Он очень красив. Неладным, некрасивым серпом и жать было бы неудобно. Самые простые, обыкновенные вещи могут приближать к искусству, если человек ищет встречи с ним. Но никогда, ни в детстве, ни в юности, я не мечтал стать художником. Считал тогда - и сейчас убежден,- что художник - это большой талант. И существует талант не сам по себе, не ради потехи, а отдается на служение искусству. И вся жизнь тогда уже не принадлежит только себе, а другим, тем, для кого искусство... это, как говорят поэты, подвиг сердца. Наверное, каждый, кто хочет быть художником, и должен измерить свои силы. Готов ли он к такому подвигу. Я профессию выбрал, как отец, рабочую. Вот уже двадцать один год на заводе. Здесь и честь моя и долг. Основа жизни. А для сердца все же на первом месте искусство. Ничем его не заменишь. Не будь искусства, для меня жизнь бы краски свои потеряла. Поэтому и стараюсь чему- то научиться в рисовании и живописи. Я счастлив уже тем, что перенял у художников способность наблюдать. Всем привычно, что каждый год зеленеет трава, цветут ивы, синеет небо. Но если умеешь смотреть, почувствуешь, как и небо, и трава, и ивы излучают радость. А у нас на заводе? Залюбуешься работой в кузнечном, литейном цехах. Там каждый день «укрощение огня». Такая работа по плечу очень сильным людям, с волевым характером. А как красивы они в своих огнезащитных робах! Я в обед иногда с них наброски делаю. Чего и настоящему художнику бы пожелал. У меня-то, конечно, не так получается, как хотелось бы. Я потому рисую, чтобы лучше красоту чувствовать. Кто красоту в жизни видит, для того и искусство не за семью печатями клад, а открытый каждому. Русская и советская школа живописи мне всего дороже. Левитана люблю за поэзию. Его картины переживаются, как музыка Глинки или стихи Есенина. Архипов, Ярошенко, Маковский трогают любовью к простому народу. Когда читаешь о русской классике, то чаще всего встречаешь слово «народность». Оно не случайное, это слово. Я его так понимаю: кажется, и сейчас эти художники могут горевать, радоваться, сочувствовать людям. Есть художники особенно сильные. Их произведения действуют, как музыка Бетховена или Шостаковича. Репин, Ван Гог, Сикейрос - даже когда смотришь репродукции, понимаешь, что они как будто передают свою силу, делают человека мужественнее, смелее. Выставок не пропускаю ни одной. Как не интересоваться тем, что делают наши художники? Большое искусство всегда несет правду о своем времени. Ее и хочешь видеть. А смотришь картины - одним художникам веришь, другим - нет. М. Савицкий дает своим картинам внутреннее дыхание... В «Партизанской мадонне» такая естественная и простая душевная чистота, какая сама собой может превратиться в героизм. Ее образ напоминает мне героиню одного хорошего фильма. Он называется «В огне брода нет». И в картине и в фильме есть одна и та же правда народного характера. А она каждого волнует. В жизни высокая правда как будто растворена и поэтому редко видна так ярко, как в искусстве. Художник для того и думает и фантазирует, он может «неправильно» рисовать, не совсем так, как бывает, - чтобы показать ее. Я бы хотел, чтобы правда картины была и в большом и в малом. Мне не нравится, когда, предположим, земля или дерево-просто пятна цвета, пусть даже и красивые. Ведь в природе земля живет и дышит, каждое деревце разнится друг от друга. Искусство, как природа, пустоты не терпит. Художник и обобщать должен и наполнять картину наблюдением. А это большое мастерство. Таким мастером был, к примеру, Иогансон. И сейчас есть живописцы, как Кугач, Коржев, у которых и целое видишь и каждая деталь облюбована. К красоте, правде, мастерству люди не могут быть равнодушны. Искусство их возвышает. Они себя уважают больше, лучше работают. Жизнь становится счастливее и богаче. Это не слова, а факт. В этом легко убедиться. У нас на заводе более двух тысяч человек участвуют в художественной самодеятельности. Два-три раза в неделю у каждого из них занятия или репетиции, концерты. На них уходит почти все свободное время. А какие результаты? Мало сказать, что никто не жалуется, и все ходят по своим кружкам и студиям добровольно, только лишь из большой любви к искусству. Автозавод гордится такими коллективами, как мужской хор, эстрадный вокально-инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль «Журавинка», хор русской песни, коллектив народного танца. Они выступают наравне с артистами-профессионалами. Может быть, от этого работа страдает? Ничего подобного. Все участники самодеятельности - передовики производства, уважаемые в цехах люди. Среди них есть и новаторы. А помимо того, среди наших любителей искусства не встречалось ни одного нарушителя трудовой дисциплины или общественного порядка. Я думаю, это потому, что у людей душа воспитана искусством. Есть на МАЗе объединение своих рабочих поэтов. Но больше всего у нас, пожалуй, музыкальной самодеятельности. И я если бы совсем рисовать не мог, то пошел бы учиться играть на баяне. Я делить не могу: если искусство любишь, значит, и поймешь. А мне звуки и краски кажутся братьями. Правда, второй «брат» на заводе долго был бездомным. Я сколько работаю, столько ждал, чтобы открылся изокружок. И вот наконец есть изостудия. Пока около тридцати человек записалось. Начались занятия. Может быть, и не «масштабный» факт. А для нас, любителей живописи, он очень важен. Еще вчера многие из нас не знали друг друга, а теперь - единомышленники. Горячо взялся за дело наш руководитель - выпускник института. Видели, как он этюды пишет,- понравилось. Хотя он некоторым из нас в сыновья годится, мы около него расти будем. Жизнь наша стала краше и лучше. Бывают у нас в цехах артисты, музыковеды, а вот художников и специалистов по изобразительному искусству не было. Вот и хочу я сказать художникам, не только тем, что в Минске, и не только от своего огромного рабочего коллектива, но и от сотен подобных: приходите к нам на заводы! Вы нам нужны! Пусть будут во дворцах культуры, в цеховых красных уголках выставки, пустымы познакомимся с вами лично! Мы поймем друг друга! |
Галерея
Реклама
коттеджные поселки у воды . Продажа пушек, обогревателей тепловых и электрических тепловых завес. . Кондиционеры,монтаж - купить кондиционер LG.
|
|