Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
идеологическое давление
Тема героического подвига
Выставка произведений Григория Гутмана (1916-1975), недавно состоявшаяся в Киеве, всесторонне представила творчество скульптора, цельное и последовательное в своем развитии. Работы художника появились в экспозициях впервые послевоенные годы, когда в украинской скульптуре преобладали черты станковизма. Они сразу привлекли внимание монументальной выразительностью: портреты К. Маркса, Н. Чернышевского, К. Циолковского могли бы жить не только в общественном интерьере, но и в пространстве города. Гражданский, публицистический пафос был передан в образах убедительно и ярко. В первую очередь художника интересует личность героическая, цельная. Об этом свидетельствует целая серия портретов революционеров и героев войны: Н. Островского, Н. Щорса, А. Шлихтера, Я. Свердлова, Я. Батюка; героев труда: О. Диптан, Н. Бредюка. Идейная направленность творчества Гутмана четко выявилась и в отношении мастера к скульптуре как искусству, призванному раскрывать положительные ценности жизни. Потому обобщение пластической формы художник связывал с глубоким осмыслением жизненных явлений. Такое отношение воспитано у Гутмана его педагогами, ведущими советскими мастерами Л. Шервудом, М. Гельманом, А. Матвеевым, с которым скульптор познакомился в Самарканде, куда в годы войны были эвакуированы художественные вузы Москвы, Ленинграда и Киева. Гутман никогда не спешил с открытием новых тем и сюжетов, периодически возвращаясь к старым замыслам. Показательна в этом отношении работа над образом Левитан, в котором он стремился поддержать диалог разделенных эпохами людей. Образ менялся с течением времени. В последних вариантах портрета его звучание не однозначно. Скульптор видит облик живописца в богатстве и сложности чувств, которые вызывают его пейзажи: простота, лиризм, величие и одновременно - щемящая тоска, чувство боли и неизбежности судьбы. В портретах последнего десятилетия заметно повышенное внимание к средствам пластической выразительности. Постепенно композиции очищаются от нарочитой театральности, все большее значение приобретает ритмическая организация формы, силуэт упрощается, яснее читается конструкция. Это очевидно и в портрете Л. Шервуда, который, к сожалению, остался незаконченным. Тем более ценно, что художник успевает не просто пластически наметить, но и выстроить образ. В его трактовке профессор скульптуры похож на аскета. В памяти Гутмана хорошо запечатлелся излюбленный жест учителя - он становится композиционным центром портрета. Строгий силуэт завершается чеканным объемом головы. Внутреннее движение и внешняя сдержанность определили общее пластическое решение. Тот же характер обобщения проявляется и в портретах Н. Островского, Я. Батюка, овеянных памятью героического прошлого. С середины 1960-х годов заметно повышается интерес скульптора к образу современника. Художник прежде всего обращается к людям старшего поколения, в чьей жизни война оставила неизгладимый след и которых закалили трудности. В портретах отца (1971), народного художника Д. Головко (1973), искусствоведа Е. Афанасьева (1965), «Рабочего» (1971) монументальная дистанция сменяется пристальным интересом к индивидуальности портретируемого; фактура материала обогащается, она становится подвижнее. «Портрет рабочего» полнее всего раскрывает эти новые качества. Никогда еще скульптор не давал возможность натуре так много говорить самой за себя. Острый, чуть прищуренный взгляд, тонкие молчаливые губы, залегшие складки теряющей упругость кожи - кажется, само время поработало здесь за мастера, проявив в лице острохарактерное. По-иному начинает понимать художник и меру обобщения. Композицию «Земля» (1969) в этом смысле можно считать программной. Мощная голова старика крестьянина невольно ассоциируется с пластом вывернутой плугом земли. Пластическая метафора стала средством художественного осмысления образа. Монументальный склад мышления находит естественный выход в работе над памятниками, в основном портретного характера Я. Батюку в Нежине (1967), Н. Подвойскому в селе Кунашовка Черниговской области (1975). Почти десять лет работал художник над памятником жертвам фашизма. Первоначальный проект в виде строенного пилона, завершающегося тремя головами, расположенными на разных уровнях, предназначался для Киева. Силуэт «горящих» голов напоминал пламя факела. В окончательном варианте монумента для села Подусовка три головы - матери, воина и ребенка - как бы сжаты в гранитных разновысоких пилонах. Памятник воздвигнут над могилой тысяч расстрелянных фашистами советских солдат и жителей села. Гутман - участник войны; она навсегда осталась в его памяти. В 1971 году скульптор создает композицию «Встреча». Жанровая сцена раскрыта в ее жизненной конкретности и в то же время проникнута большим трагедийным чувством. Вернувшийся с фронта солдат впервые встречается с сыном. В композиции настойчиво звучит противопоставление: строго очерченный силуэт мужской фигуры контрастирует с комочком детского тела, которое отец осторожно прижимает к груди; нежность детского лица подчеркивает суровое, опаленное войной лицо солдата. Тема героического подвига - определяющая в творчестве Гутмана. Но в нем всегда жил художник, влюбленный в красоту окружающего мира. Это особенно ощутимо в цикле произведений «Человек и водная стихия». Родились они в результате неожиданной встречи скульптора с водолазом на берегу Днепра. Издалека человек в скафандре показался художнику чудовищной химерой. Потом начались поездки в клуб водников, появились первые работы: «Покорители морских глубин» (1960) - три полуфигуры, по силуэту напоминающие волну; «Разведчик морских глубин» (портрет В. Трушина, \961), словно раздвигающий пространство богатырским разворотом скованных скафандром плеч; «Аквалангист» (1961) - фигура плывущего под водой в зарослях морских трав пловца - композиция, которую Гутману всегда хотелось оживить цветом, передать фантастическую красочность морской природы. Чувство цвета, которым обладал художник, в полной мере реализуется в живописных произведениях (учебу в Киевском институте будущий скульптор начинал на живописном факультете). Живопись, скульптура, графика в творчестве Гутмана своеобразно дополняют друг друга. В 1966 году он создал серию декоративных композиций на гипсовых плитках - оригинальное соединение живописи и графики. О желании Гутмана ввести цвет в скульптуру можно судить и по эскизам, хранящимся в семье художника. Группа «Верблюды» (цемент тонированный, 1966), показанная на III республиканской выставке малых форм в 1976 году, одна из наиболее интересных в этом жанре. Застывшая пара оранжевых верблюдов с одиноким всадником напоминает мираж, далекое воспоминание художника. Силуэты переливаются один в другой: гибкий поворот фигуры продолжен дугой верблюжьей шеи и вновь повторен овалом сквозного прорыва, неожиданно введенного в общий монолитный силуэт. Простой мотив оживает в самой пластике композиции. К работе над обнаженной моделью Гутман обращался как к самостоятельному жанру. В пластике женского тела он ищет выражения внутреннего состояния. Фактура материала (глина, эпоксидная смола) становится подвижной, передающей разнообразие эмоциональных оттенков. В последние годы Гутман работал с особым подъемом, пробуя силы и в новых жанрах - полихромной скульптуре малых форм. Портретная галерея, созданная им, пополняется образами молодых современников. Скульптура, живопись и графика Григория Гутмана, представленные на выставке,- лишь разные проявления страстного желания художника запечатлеть красоту жизни.
|
Галерея
Реклама
Мы предлагаем изготовление и качественный дизайн каталогов в типографии по доступным ценам
|
|