Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
поколение
У каждого своя весна
Идет урок в первом классе. Тема - «Украшение как выражение человеческих чувств, характера и отношений». Дети внимательно слушают учителя, всматриваются в изображения на экране, сравнивают «добрые» и «злые» украшения. Они учатся отличать их по форме и цвету. И говоря словами В. А. Сухомлинского, свежий ветер, раздувающий огоньки детской фантазии, уносит их в сказку, которую они «рассказывают» на огромном панно гуашью. Ребята, в отличие от взрослых, очеловечивают, наделяют эмоциями весь окружающий мир, самые будничные вещи. Например, дом для ребенка может быть добрым и злым, радостным и грустным, беспомощным и сильным. И вот из пластилиновых «кирпичей», «бревен» строят малыши светлый терем для девицы-красавицы, высокий замок, обнесенный стеной с башнями, для богатыря. Избушку на курьих ножках - для бабы-яги. Причем постройка должна отразить назначение и облик владельца жилья. От сказочной «архитектуры» школьники переходят к сооружению современного микрорайона. И здесь детскому творчеству нет предела. Из коробок для духов, печенья и т. п. строят клуб «Золушка», жилые дома, кинотеатр и, конечно, цирк. Затем идет совет, как разместить все эти здания удобно и красиво. В педагогической науке, в учительской практике идет непрерывный поиск путей совершенствования школьного образования в нашей стране, в том числе и по предметам эстетического цикла в 1-10 классах. Создается единая система эстетического воспитания в общеобразовательной школе. На усовершенствование одного из ее звеньев направлен эксперимент по изобразительному искусству, проводимый во главе с Институтом художественного воспитания АПН СССР и Союзом художников СССР. Сегодня он обогатился более четкой системой заданий, которые формируют творческую фантазию учащихся, развивают их чувства. У нас в Узбекистане эксперимент по системе Б. М. Йеменского проводится в двух школах, в Ташкенте и Фергане. Естественно, здесь программа локализуется. Так, в теме четвертой четверти - «Теплые и холодные цвета» в задании «Изображение весенней природы» первоклассники выражают свою любовь к «теплой земле». Это близко и понятно им, ибо к земле в Узбекистане, где каждый клочок, свободный от асфальта, ухожен человеком, согрет его трудом, малыши относятся с особой любовью. Ребята идут на экскурсию и уже по-новому слушают журчание арыков, любуются цветущими деревьями. На уроке они всматриваются в изображения на экране родного края, в репродукции художников Узбекистана. Они видят тонкий, лирический колорит весны 3. Иногамова, выразительность интенсивных цветовых сочетаний в пейзажах У. Тансыкбаева. Слушают мелодию «Бахор» - «Весна», в которой и журчание арыков, и пенье соловья, и нежность «розового звука» - цветущего миндаля, урюка. Читают строки о весне Узбекистана из стихотворений Гафура Гуляма, Зульфии. Дети смело кладут краски на большой лист, смешивая их, чтобы изобразить теплую, дышащую землю, по которой потекли стремительные, ритмичные арыки, разлились задумчивые хаузы - заводи, окруженные нежной зеленью весенних деревьев. Каждый рисунок самобытен. Ведь каждый ребенок услышал, увидел все по-своему. У каждого своя весна, свое настроение, он по-своему почувствовал красоту и по-своему ее воспроизвел. Но главное, что каждый ребенок эту красоту родной земли увидел и прочувствовал. Думается, в том и основная ценность экспериментальной программы, что она подчинена главной цели воспитать человека, способного творчески воспринимать действительность и творчески передавать свое отношение к жизни. |
Галерея
Реклама
|
|