84ed7563
Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы

Блоки внизу

Проблема времени в пространственных композициях


Задолго до того, как человек осознал, что он живет в мире четырех измерений, тайна времени тревожила людей. Образ времени подавляет воображение, и не случайно на протяжении истории мировой культуры не раз менялись представления о времени и пространстве. Фактическое восприятие временных интервалов является сложным процессом, во многом зависящим от нашего внимания.

Известно, что для композитора или поэта время — неотъемлемое начало творчества, поскольку музыка, как и поэзия, протекает во времени. Обычно считают, что для архитектора, скульптора или художника самое существенное — пространство. Профессор Б. Р. Виппер в своем труде  «Проблема времени в изобразительном искусстве»  справедливо отмечает, что если анализ пространственных отношений давно уже получил широкое распространение и твердо установленные методы в изучении и истолковании произведений архитектуры и изобразительных искусств, то вопросы, связанные с категорией времени, странным образом или вовсе выпадают из поля зрения исследователей искусства или же подвергаются очень случайной и эпизодической трактовке. Тем не менее, проблема времени в композиции привлекала внимание людей, посвятивших себя искусству. Среди них следует назвать О. Шуази и К. Доксиадиса, Ле Корбюзье и 3. Гидеона, Б. Дзеви и Дж. Саймондса, С. Эйзенштейна и В. Пудовкина, В. Фаворского и И. Жолтовского, А. Бурова и других.

«Изображение, претендующее быть художественным, имеет задачей организовать, изобразить время»,— писал выдающийся мастер советского искусства В. Фаворский в статье «О композиции». Художник, по образному выражению Т. Манна, «рассказывает время». Категория времени в живописной системе импрессионистов внимательно проанализирована в работе О. Семенова3, а проблеме времени в скульптуре посвящена статья А. Добровольского, опубликованная в журнале «Творчество».

При всей условности проведения каких-либо параллелей в различных видах искусства можно отметить ряд общих закономерностей как в творческом процессе создания ком позиции, так и в процессе восприятия произведения искусства, в котором обязательно присутствует элемент творчества. Мы имеем в виду не только субъективные ассоциации, возникающие у зрителя как дополнение к образу, созданному художником, но и вдохновенный характер эмоционального восприятия художественного произведения.

Временная «среда», в которой живет поэтически отраженный мир четырех измерений, является существенным компонентом композиции. В концепции художественного времени проявляется мировоззренческая позиция автора произведения искусства. Так, в творчестве импрессионистов нашел свое живописное воплощение метод обостренного восприятия, когда время как бы останавливается подчеркнуто случайным взглядом художника. Логическим завершением такого метода явилось создание К. Моне и Э. Дега серий картин, которые можно было бы сравнить с отдельными кадрами киноленты, если бы не их явная самостоятельность.

   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  следующая →   последняя
Свежее

Третьяковская Галерея покажет посетителям кусочек солнечной Италии

Графика Кирилла Мамонова

Симпозиум скульптуры на открытом воздухе

Франция: Пародии на вещи

Германия: Музеи и деньги

Календарь
январь, 2012
пн вт ср чт пт сб вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Реклама
виниры стоимость . Рамки металлические - www.kaleja.ru. . Кремлевский дворец съездов.-www.benuar.ru.
Творчество СССР. Все права защищены