Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Наше пфо
Графики грузииВыставка работ девяти графиков Грузии, открытая в преддверии XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, насчитывала свыше двухсот произведений, созданных в основном в последние несколько лет. Их авторы, люди среднего и молодого поколения определяют основные направления грузинской художественной школы сегодня. Гурам Глонти не впервые выставляется в Москве. Его листы, экспонированные на всесоюзных выставках, отличает цельность пластической и образной концепции. Художник-романтик, он создает свой поэтический мир, основанный на впечатлениях окружающей его жизни. Графические серии Глонти («Мелодии весны», «Юность», «Будущие чемпионы», «Мой город», «Любовь и мечта» и другие) не построены на изобразительном рассказе, их объединяют общее лирическое настроение, светлые и добрые человеческие чувства. Тема Глонти юность, трепетный расцвет душевных сил, осознание человеком себя в окружающем мире. Глонти помещает своих персонажей в условную и в то же время конкретную природу. Он не придумывает, но и не копирует действительность, а создает обобщенный зрительный ряд с реальными приметами среды, времени, национальной характерностью типажа, обстановки, архитектуры. Листы Глонти, своеобразные поэтические новеллы, иногда мечтательные и фантастичные. Пластический язык художника определился давно. Любимый материал литография, и в ней он добивается подлинной свободы и артистизма. Глонти использует ее живописные возможности, мягкую певучесть линии, богатство тональных градаций. Пользуясь только черно- белым цветом, он добивается светоносности и воздушности. В этой же технике литографии работает и Заур Дейсадзе. Так же как и Глонти, он объединяет листы, посвященные одной теме, в большие циклы, например, в серию «Сибирь», но, в отличие от него, они построены на непосредственных натурных впечатлениях, взяты из повседневной жизни, язык их прост и доходчив. Если серия «Сибирь» основана на впечатлениях от поездки. То в последней по времени создания работе «40-летию Великой Победы» личных воспоминаний у Дейсадзе, родившегося во время войны, не могло быть. Здесь он использует поэтическую метафору, проникается тревогами и радостями тех дней и создает листы со сложно разработанными пространственными планами, где образ солдата это и символ поколения, на плечи которого легла непомерная тяжесть войны, и конкретный в своей национальной характерности образ воина. Произведения Гурама Доленджашвилн исполнены в разных техниках. Он обращается и к такой сложной, требующей кропотливого труда технике, как цветной офорт, и к рисунку карандашом, тушью, чернилами. Серии «Беломорье», «Курильские пограничники», «Чукотка», «Беломорские рыбаки», «Имеретинская зима» говорят о том, что Доленджашвили обращается к самым животрепещущим и острым темам современности. Советский человек-труженик герой многих листов. Художника волнуют вопросы защиты окружающей среды, угроза ядерной катастрофы, он живет всеми болями нашего века, его тревогами и надеждами. Классически строго выполнены Доленджашвили рисунки цикла «Имеретинская зима». Большие по размеру, они камерны по звучанию, в них привлекают теплая и искренняя человечность, лиричность, горячая влюбленность художника в родную землю. В ином ключе задуманы большие цветные офорты «Москва столица мира и труда» и триптих «Да будет разум и воля!». Эти работы более рациональны. Над панорамой Москвы Доленджашвилн работал 13 лет (с 1967 по 1980 г.), размер офорта 65X15. Но, отдавая дань трудоспособности автора и технически виртуозному исполнению, хотелось бы его предостеречь. Большой размер листа требует от графика особой точности композиционного построения, четко расставленных акцентов, отказа от второстепенных, мешающих ясному и цельному восприятию художественного образа, деталей и подробностей. Это особенно хочется видеть в произведениях Доленджашвили художника творчески активного и очень одаренного. В офортах, посвященных Москве, он наполнил изображение десятками пересекающихся и нагромождающихся друг на друга улиц, проспектов, эстакад, зданий, в массе которых «потонул» обобщенный художественный образ столицы, превратив офорт в декоративный узор. Не избежал художник этого же недостатка и в триптихе «Да будет разум и воля!». Отметим, что такое стремление к заполнению всего листа, без необходимого отбора и акцентирования главного беда многих современных произведений графического искусства. Вот и на этой выставке работы молодого художника Малхаза Тавадзе из цикла «Бег времени» страдают тем же недостатком. Бурная динамика линий и пятен настолько стихийна, что изображение теряет определенность формы и тяготеет к абстрактно-ритмической композиции. В то же время Тавадзе в своих иллюстрациях к книгам Л.Болквадзе «История мальчика, который попал в сказку» и С.Орбелиани «Мудрость лжи» показал себя тонким рисовальщиком, хорошо чувствующим книжный организм. Выдумка, острота видения отличают и такие его станковые произведения, как «Старый Тбилиси», «Карнавал», «Цирк». Среди группы грузинских графиков Карло Пачулия выделяется наиболее традиционным подходом к пониманию рисунка. Окружающая жизнь, основной источник его творческого вдохновения. Это как нельзя лучше подтверждают рисунки тушью из серий «Мастерская на девятом этаже» и «Новая квартира». Интерьеры выполнены уверенной крепкой рукой, великолепно скомпонованы на плоскости, предметы обстановки отобраны точно, они живут, существуют в характерной среде. Та же острота видения, та же вывереняость линейных построений и архитектоничность композиции отличают рисунки из серии «Старая улица», выполненные совсем в ином ключе. Легкие, чуть подцвеченные акварелью, где белый цвет бумаги создает светоносности и воздушность, они не похожи на экспрессивные листы «Мастерской» и «Новой квартиры». Интересно и живо работает Пачулия и в книжной графике. Привлекательны его маленькие, яркие, полные мягкого юмора иллюстрации к грузинской народной сказке «Иван-заря», литографии к книге Я.Цуртавели «Мученичество святой Шушаник» и к «Рассказам» Т.Бибилури. Среди участников выставки четыре женщины: Ия Гигошвили, Мзия Джапаридзе, Нана Цинцадзе и Нана Чургулия очень разные, яркие книжных работах, она выступила как зрелый художник, со своим, очень личностным, непосредственным и ясным восприятием жизни. Цветные офорты серии «Времена года» окрашены мягким юмором, красивы и поэтичны, обаятельны и чисты по вложенному в них чувству. Различны по манере две иллюстрационные серии Гигошвили художница выбирает пластический язык соответственно стилистике литературного произведения. Так, иллюстрации к поэме Важа Пшавелы «Алуда Кетелаури», несколько театральные, с темпераментной лепкой формы, стремительным движением, насыщены действием, большой размер позволяет назвать их скорее «листами на тему». А изысканное оформление книги «Мудрость Балавара» иллюстрации, заставки и концовки говорит о понимании задач художника как создателя целостной структуры книги. Иллюстрации пронизаны чувством времени, конкретная среда, эпоха, изобразительный язык их наглядны и доступны для восприятия, Джапаридзе обращается к понятиям вечным и добрым. Ее цветные офорты, выполненные в теплых золотистых тонах, воплощают такие темы, как радость любви, верность дружбе, счастье материнства. Работы Джапаридзе очень музыкальны плавные певучие контуры фигур, погруженные в трепетную пространственно-воздушную среду, наполняют изображения чувством покоя, нежности, прочности человеческих отношений. Но своей стилистике они восходят к традициям и образам грузинской фресковой живописи. К этим же традициям обращается и Цинцадзе, работающая в разных жанрах портреты, жанровые композиции, впечатления от зарубежных поездок, в которых она ищет синтеза традиционных для Грузии приемов с более современным, динамичным и экспрессивным языком. Тяготение к фресковой выразительности ясно ощущается в ее больших офортных листах (цикл «Диалоги», офорты «Утро», «Вечер», «Голубая птица» и другие). Здесь притягательной силой обладают не только пластика фигур, позы, жесты, но чистый и глубокий цвет, очень красивый, сдержанный и благородный. Светлые лица людей то на синем, то на коричневом фоне выступают на первый план, становятся особенно выразительными, прекрасными и значительными. В портретах Цинцадзе изображает людей, которых она хорошо знает и любит. Поэтому так убедительны их образные характеристики, глубокое проникновение в их внутренний мир. Особняком стоит профильный «Портрет Лали», напоминающий портреты раннего Возрождения чуть идеализированный и статичный. Чургулия, пожалуй, больше других свойственна ассоциативность мышления. Она работает в разных графических техниках, но если в акварелях Чургулия идет от натуры, они поэтичны, тонки, в них чувствуется колористический дар художницы. То в офортах серий «Соседи моего детства», «Поэтические листы», острых по рисунку, технически виртуозных, стремление художницы к символическим решениям уводит ее от «жизненного импульса» в мир отвлеченных форм. Чувство реальности теряется, формальные задачи заслоняют правду образного выражения. Участники выставки «Девять графиков Грузии» художники, прошедшие хорошую школу, разные по творческим пристрастиям и манерам. Но их объединяет нерасторжимая связь с богатейшими культурными и художественными национальными. |
Галерея
Реклама
конский шампунь . аналог kbe . порядок увеличения уставного капитала
|
|