84ed7563
Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы


  • Airport extreme
  • Информация об издании, рекламные расценки. Новости автомира.
  • total-sale.ru

Скульптура СССР

Монументалисты Эстонии


 

В монументальном искусстве Эстонии последних десятилетий преобладал скульптурный памятник. Произведения монументальной живописи создавались редко, и только в последние годы наметился некоторый сдвиг в развитии этого вида творчества. Как правило, наши ведущие архитекторы, и прежде всего крупнейшие мастера сельского зодчества Вальве Пормейстер и Тоомас Рейн добивались выразительности архитектурного образа, строгой простоты архитектурных объемов в их органической взаимосвязи с природой. В содружестве с художниками интерьера, проектировавшими мебель, текстиль и часто общее колористическое решение (куда входит также супер графика), они добивались целостности пространственного решения.

Для монументальной живописи места в интерьерах новых общественных зданий не находилось. Это была своеобразная реакция на украшательство 50 - 60-х годов, когда интерьеры новых клубов, ресторанов и кафе перенасыщались стандартными декоративными панно или чеканкой,

Первые крупные произведения монументальной живописи были выполнены Энном Пылдроосом, создавшим мозаичное панно «Радиоцветок» для зала Дома Радио (1972), и Ильмаром Малиным, написавшим символическую живописную композицию в технике секко «Дорога жизни» (1973) для вестибюля учебного корпуса Тартуского государственного университета. Во второй половине 70-х годов наступил новый этап монументальной живописи. К этому времени сложился небольшой сплоченный коллектив живописцев и художников интерьера при комбинате «АРС» Художественного фонда республики, активно выступивших за возрождение синтеза искусств. Сначала это была борьба за право реализации творческих замыслов, за «стену»; художникам приходилось учитывать архитектуру существующего интерьера с заданными габаритами: чаще всего это было пустое помещение, которое они должны были «отеплять». Основные участники этих работ: художник интерьера Майа Лаул, живописец Эва Янес, а также витражистка Долорес Гофман, с именем которой связано возрождение классического витража в Эстонии. Сначала это были небольшие декоративные работы для кафе и скромных общественных интерьеров. Среди них выделяется витраж для холла особняка начала века в Таллине (ныне пресс-центр Эстонского радио, автор реконструкции А.Ыун, 1977). Художница использовала характерные орнаментальные и растительные мотивы стиля модерн, органично включив сдержанный по цвету вит¬раж в пространство уютного холла.

Опыт совместной работы с Ыун позволил Гофман выполнить в 1981 году наиболее значительное произведение монументального искусства последних лет витраж для вестибюля бытового корпуса новой телебашни в Таллине, опоясывающего монолит основания башни. Витраж занимает отрезок окружности, длиной в двадцать два метра, образуя наружную стену клинообразного помещения. Витраж разделен на девять композиционно взаимосвязанных квадратов (2,30X2,30 метра). Интерьер Ыун решила в сероватых тонах, он образует спокойный фон для насыщенного цветом витража. Доминируют цвета спектра цветного телевизора зеленый, синий и красный, переходящие к центру композиции в более сдержанную Лелто оранжевую гамму. В каждый квадрат, в свою очередь, вписан круг, символизирующий объектив телевизионной камеры, композиционно организуя богатейшую визуальную информацию, которой автор насыщает отдельные квадраты. Гофман не боится сопоставления символических образов с документальными фрагментами, многофигурными и орнаментальными деталями. Она воспроизводит почти точно известные фотографии, увековечившие важнейшие события современной истории.

Три центральных квадрата несут основную смысловую нагрузку, здесь вокруг фигур репортеров группируются сцены, воспроизводящие борьбу народов за мир, события минувшей войны. Так образуются как бы два взаимосвязанных зрительных уровня, визуально объединенных проходящими через три квадрата перфолентами телетайпа. По двум сторонам основной композиции расположены два красных квадрата, посвященных искусству, справа профессиональному и слева народному. Здесь легко узнаваемые «знаки» искусства прошлого и народного творчества ассоциируются с миром театра, музыки, танца, изобразительного искусства. Далее два синих квадрата раскрывают мир современной науки, и наконец крайние зеленые с образами старой женщины и мальчика символизируют перекличку и взаимосвязь поколений.

Привлекает мастерство владения техникой витража. Металлический каркас создает ритмическую основу композиции. Свинцовые переплеты вписываются в него кружевом цветных стекол, и наконец черно-белая живопись, напоминающая гризайль, воспроизводит более мелкие детали. Этот принцип построения композиции способствует наиболее полному раскрытию идейно-художественного решения витража, многослойности визуального ряда, рассчитанного на сочетание далеких и близких точек обозрения. Там, где необходимо, Гофман смело ломает привычные рамки классического витража. Специфика телевидения позволила ей насытить композицию повествовательными фрагментами, документальными кадрами. Работа художницы имеет принципиальное значение и потому, что она вносит в эстонскую живопись открытую публицистичность, художественный рассказ, оправданные общим тематическим замыслом витража.

Галерея
Реклама
приточно- вытяжная вентиляция- осуществляет подачу свежего воздуха в помещение и используется. . мебель из массива на заказ
Творчество СССР. Все права защищены