Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Смипфо
Сражающиеся искуство
Уже четыре десятилетия отделяют нас от победного тысяча девятьсот сорок пятого года. Однако людям нашего поколения, на плечи которых легли тяжкие испытания Великой Отечественной, нередко кажется, что все пережитое происходило недавно: так глубоко запали в душу события тех грозных лет, такой неизгладимый след оставили они в сознании. Хорошо известно, что война явилась для советского народа величайшим испытанием, потребовавшим от него исключительного мужества, стойкости и выносливости. Наша партия, ее Центральный Комитет сделали все необходимое для того, чтобы поднять Страну Советов на решительную борьбу с гитлеровскими захватчиками. Могучим средством политического воспитания советского народа и его воинов, мобилизующим на разгром врага, выступили периодическая печать, радио, литература, искусство. Делу Победы служило творчество композиторов, художников, мастеров кино, театра. Достаточно сказать, что в Действующую армию было направлено более тысячи писателей, за время войны там побывало около четырех тысяч концертных бригад, более сорока тысяч актеров. На средства работников искусства строились самолеты, танки и другая военная техника. В те памятные дни многие из художников стали фронтовиками. Они сражались против врага и с боевым оружием в руках, и силой своего искусства. Война выдвинула перед художниками на редкость ответственную задачу: важно было не только достойно отобразить величие патриотического подъема и подвига народа, но сделать искусство надежным идеологическим оружием, воспитывающим в людях чувства гражданина и воина. В короткие сроки сумели по-новому организовать свою работу, целиком подчинив ее задачам военного времени, многие творческие коллективы, и прежде всего Москвы и Ленинграда. Летом 1942 года секретарь Ленинградского Союза художников В.Серов докладывал в Москву: «Работы много... Завтра надо сделать работу, и непременно завтра. Начинается бомбежка. Художники никуда не прячутся. Художники работают в эти черные ночи бомбежки с коптилкой, голодные, в жутком холоде. И тем не менее работают. Работают гораздо больше, чем они работали раньше». Ленинградский Союз художников понес в годы войны большие потери: на фронте и в городе от бомб, снарядов и голода погибло более ста художников и искусствоведов. На передовые позиции в изобразительном искусстве выдвигается графика, способная наиболее оперативно решать задачи политической агитации и пропаганды, направленных на мобилизацию всех сил народа и его армии для отпора врагу. Наиболее широкое распространение получает политический плакат, над которым работают не только графики, но и мастера станковой живописи, скульпторы, декораторы, художники кино и театра из многих крупнейших городов страны. «Окна ТАСС» стали одним из наиболее оперативных средств массовой агитации. Невозможно представить себе газеты и журналы тех лет без карикатуры, графической сатиры Кукрыниксов, Б.Ефимова, М.Черемныха, Б.Пророкова... Эффективность воздействия их произведений была очень велика. Рокуэлл Кент в те годы президент американской Лиги художников писал позже Кукрыниксам: «Вы стали всемирно известной силой в деле борьбы за разгром фашизма». Многообразная деятельность художников во время Великой Отечественной войны высокий пример сыновней верности своей Родине, коммунистическим идеалам. На всех главных направлениях боевых действий, на многих фронтах и в партизанских отрядах самоотверженно трудились графики, живописцы, скульпторы. Они активно сотрудничали в газетах, создавали листовки. На различные фронты регулярно выезжали бригады художников из Москвы, Ленинграда и других крупнейших городов страны. Особенно много работали в Действующей армии фронтовые бригады военных художников Студии им. М.Б.Грекова. Война разбросала их по различным участкам фронта от Баренцева до Черного моря. И повсюду студийцы оказывались живыми свидетелями героических дел. Портреты героев, зарисовки с натуры фронтового быта, боевых событий, пейзажи переднего края заполняли дорожные альбомы. Интерес к деятельности художников был так велик, что в середине апреля 1942 года грековцам удалось организовать на фронте художественную выставку, составленную из работ, созданных в частях 16-й армии. Около двухсот рисунков и этюдов воссоздавали колоритные события боев под Москвой, облик их участников. Летопись Великой Отечественной войны вели не только графики и плакатисты. Воодушевленные высокими патриотическими чувствами, художники стремились создавать по горячим следам событий и масштабные живописные полотна, содержащие глубокий идейный смысл. Убедительный пример - картины А.Дейнеки «Оборона Севастополя», «Сбитый ас», И.Евстигнеева - «Ночной бой», П.Кривоногова - «Корсунь-Шевченковское побоище», В.Одинцова - «За Сталинград»... Несмотря на то, что эти и другие живописные полотна рождались в трудных условиях войны, их художественные достоинства несомненны. Острота видения, точность и выразительность конкретных деталей сочетаются в произведениях с глубокими образными обобщениями, убедительными характерами. Когда с высот современности пытаешься обозреть творчество художников военной поры, то невольно поражаешься не только грандиозности содеянного ими, но и тематическому и жанровому разнообразию произведений. Батальные и исторические полотна, портреты фронтовиков и тружеников тыла, пейзажи, скульптурные композиции, произведения монументального искусства все выражало одну всеобщую идею: разгромить врага, обеспечить победу над фашизмом. Советские художники самоотверженно выполняли свою общественную миссию, являясь, по словам А.Н.Толстого, «каменщиками крепости, невидимой крепости души народной». Огромный психологический и художественный опыт, который буквально выстрадан работниками культуры в период военного лихолетья, и поныне питает творчество деятелей кисти и резца, воодушевляя их на создание все новых и новых произведений, достойных памяти миллионов советских людей, погибших на войне, достойных нашего народа, сыгравшего решающую роль в разгроме фашизма, а сегодня мужественно, непоколебимо отстаивающего мир на земле в сложных условиях все возрастающей агрессивности империализма. Многочисленные выставки, посвященные сорокалетию нашей Победы над гитлеровской Германией, красноречиво свидетельствуют о том, что героико-патриотическая тема в нашем искусстве продолжает развиваться. Советские художники всех поколений стремятся глубже постичь величие подвига нашего народа во вто¬рой мировой войне и: вместе с тем осмыслить нравственное влияние Победы. Их произведения отображают жизнь в сложном единстве прошлого и настоящего, в их взаимопроникновении и взаимодействии. Лучшие творения мастеров обогащают советское и мировое искусство, зовут народы к высоким гуманистическим идеалам, воспитывают у советских людей чувство патриотизма, постоянной бдительности, готовности дать сокрушительный отпор любому врагу, решившемуся посягнуть на нашу страну и на наших друзей по социалистическому содружеству.
|
Галерея
Реклама
Купить ведро под мусор можно нажав сюда
|
|